Вы здесь: Главная > История искусств > Урарту

Урарту

Искусство Урарту — древнего царства, в пору своего расцвета в VIII в. до н. э. включавшего почти всё Армянское нагорье, — имело общие черты с искусством Ассирии, хеттов и родственных урартам хурритов.
В постройках урартов преобладал тёсаный камень. Мощные укрепления окружали столицу царства Тушпу (ныне город Ван в Турции), города Тейшебаини и Эребуни (близ современного Еревана). Тейшебаини, воздвигнутый на холме Кармир-Блур, делился на кварталы одноэтажных домов, объединённых одной общей плоской крышей. В городах высились крепости с огромными дворцами. В храмовом зодчестве получил распространение тип бит-хилани. Храмы представляли собой массивные прямоугольные здания с жертвенниками или горные святилища в виде открытых террас с алтарём.


Мастера Урарту, искусно владевшие техникой обработки металлов, создавали выразительные изделия из бронзы: пояса, колчаны, круглые щиты, островерхие шлемы, ритуальные котлы.
Грубоватые бронзовые фигурки, украшавшие котлы и троны, покрывались тончайшей гравировкой и позолотой; лица инкрустировались белым известняком. Наиболее известна фигурка крылатого гения с тяжёлым, неуклюжим звериным телом и грозным выражением крючконосого лица; его брови и глаза с большими тёмными зрачками инкрустированы в месопотамском стиле.
В начале VI в. до н. э. нашествие скифов уничтожило государство Урарту. Его художественные традиции нашли продолжение в искусстве Древней Армении, скифов Причерноморья, в также древних иранских племён.
После распада Ассирийской державы политическое господство в Передней Азии вновь перешло к Вавилону, который стал центром Нововавилонского царства. В его владения входили почти всё Двуречье, Сирия, Финикия и Палестина.
Процветающее государство славилось своей караванной и морской торговлей. Сюда съезжались продавцы и покупатели со всего мира, в порты прибывали мореплаватели с берегов Африки, Аравии, Индии. Подъём государства связан с правлением Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.), известного в библейской традиции разграблением Иерусалима и пленением иудеев. В историю Нововавилонского царства он вошёл как строитель городов, храмов, укреплений и создатель системы орошения, а также нового грандиозного архитектурного ансамбля Вавилона, до этого (в 689 г. до н. э.) практически разрушенного ассирийцами.
Наиболее подробно рассказано о знаменитом городе в первой книге «Истории» Геродота, который побывал здесь в середине V в. до н. э. «Устроен так прекрасно, как ни один другой город», — отметил греческий историк.
Вавилон с населением не менее 200 тыс. человек был окружён несколькими рядами стен и рвом. Русло Евфрата (в ту древнюю пору оно ещё не отошло от города) делило его на две части, через реку были перекинуты мосты, а по берегам тянулись набережные. Толщина зубчатых стен с башнями была так велика, что по ним могла проехать колесница, запряжённая четвёркой коней. В город вели восемь ворот-башен, от которых начинались широкие прямые улицы. В жилых кварталах улицы, гораздо более узкие, застраивались глухими, без окон, домами из необожжённого кирпича, окрашенными в белый цвет. Дома окружали внутренний двор. В отличие от горных городов Хеттского царства, Ассирии и Урарту Вавилон стоял на обширной, опаляемой солнцем равнине. В его восточной части к небу поднималась громада многоярусного зиккурата, самого грандиозного в Двуречье. Этот колосс, прообраз библейской Вавилонской башни, назывался Этеменанки («краеугольный камень Земли и Неба»).
Новый Вавилон стал религиозным цен гром Передней Азии. Ведущая роль в нём принадлежала жречеству, влиявшему на все стороны жизни, в том числе на художественное творчество. Искусство испытало сильное влияние разгромленной Вавилоном Ассирии, но в нём исчезли изображения царских воинских подвигов и самой личности монарха. Сооружение дворцовых зданий уступило место храмовому строительству.
В мировоззрении вавилонского общества смешивались возвышенные религиозные понятия, передовые для своего времени достижения науки (особенно астрономии) и тёмные суеверия, магия, культ жертвоприношений и заклинаний.
Ворота, от которых начинались главные городские улицы, носили имена почитаемых богов. Над стенами города некогда возвышались величественные ворота богини Иштар. Они представляют собой четыре попарно размещённые друг за другом квадратные в плане башни с арочным проходом между ними. Поверхность ворот, сплошь облицованная густо-синими изразцами, украшена рядами изразцовых рельефов, изображающих диких золотисто-жёлтых быков, белых и жёлтых мушхушей — священных драконов бога Мардука. Это фантастические существа на длинных лапах с птичьими когтями, их чешуйчатое тело венчает змеиная голова с рогом на плоском черепе. Ворота Иштар напоминают покрытый узором ковёр.
Священная дорога процессий, мощённая красным и белым камнем, связывала ворота богини Иштар со святилищем бога Мардука. Дорога проходила между стенами, на которых располагались ряды изразцовых рельефов: грозно шествующие жёлтые львы с красными гривами. Среди вавилонских богов Мардук, творец Вселенной, победитель древних сил зла, был главным. Его культ распространялся и за пределы государства. В святилище находилась шестиметровая золотая статуя Мардука, святыня города и царства. Позднее эту статую вывез из Вавилона персидский царь Ксеркс.
Наряду с множеством храмов в Вавилоне строились царские дворцы, славившиеся своим богатым убранством. Рядом с дворцом Навуходоносора II находились овеянные легендой, признанные греками седьмым чудом света «висячие сады» Семирамиды. В действительности этот небольшой сад на сводчатых террасах, соединённый с системой колодцев и водостоков, не имел отношения к ассирийской царице Семирамиде, жившей значительно раньше.
Согласно преданию, Навуходоносор II создал «висячий сад» в угоду своей молодой жене, которая, будучи уроженкой месопотамского севера, тосковала по гористой родине.
Вавилон далеко превосходил по размаху, богатству, красоте другие города Передней Азии. Однако расцвет Нововавилонского царства был кратким. В 538 г. до н. э. Вавилон был завоёван персами и присоединён к государству Ахеменидов.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментирование записей временно отключено.