Вы здесь: Главная > История искусств > Генуэзская Ривьера

Генуэзская Ривьера

Когда-то Стендаль сетовал на то, что «Генуя, посвящая себя исключительно делам, является ничем иным, как лабиринтом улиц шириною в четыре шага…». Странно, что знаменитый француз, так лирично описавший другие города Италии, не пришел в восторг от самого большого в Европе исторического центра, словно не заметив ни изящных дворцов, ни величественных банков и храмов. Возможно, Стендаль мог бы изменить мнение, если бы дожил до 1876 года, когда город обрел грандиозный бульвар.

Выполненный в виде широкой чуть извилистой аллеи, он начинался у одной из центральных площадей, шел вдоль холма, постепенно взбирался в гору, направляясь к месту, откуда была видна грандиозная панорама города. Новый бульвар несколько раз менял свое имя, называясь то виа Сольферино, то виа Маджента, то корсо (от итал. corso – «путь») Паганини, то корсо Карбонари, пока не обрел наименование, сопоставимое со своей длиной, – Чирконваляционе-а-Монте. Устроенный за городом, он уже тогда был ярко освещен и потому прекрасно подходил для прогулок пешком и на любом транспорте, включая электрический трамвай.
Генуэзцы гордились тем, что могли делать красивые фонари и лампы с рефлекторами, как принято обозначать вогнутые зеркала, отражавшее лучи для усиления светового потока. Первый рефлекторный светильник, который здесь кратко именовали инкорпорато (от итал. incorporato – «встроенный»), появился в Генуе немного раньше, чем в Париже, а именно в 1756 году. Он висел на фасаде частного дворца и вместе с крыльцом освещал часть улицы. До того ночной город тонул во мраке и лишь в некоторых местах бледный свет исходил от лампад перед иконами Мадонны. К концу столетия каждый уважающий себя дворянин старался осветить подъезд своего дворца фонарем, а позже эта похвальная мода распространилась и на остальные части улиц.
Вопреки высказыванию Стендаля, новая, модернистская, удобная для жизни Генуя, выросшая в XIX веке к северо-востоку от порта, благодаря богатой архитектуре и живописному расположению вполне заслуженно именуется великолепной. Огромная площадь ее исторических кварталов вкупе с обилием значимых сооружений не позволяет выделить то, что принято называть сердцем города. На это звание уже давно претендует площадь Нунциата, где, если верить Шарлю Монтескье, «находится самая красивая церковь Генуи». Французский философ имел в виду храм Благовещения Святой Девы дель Вастато и был прав лишь отчасти, потому что утверждение о преимуществах того или иного культового здания в Генуе может вызвать жаркий спор. Географически центральной является площадь Фонтане Марозе, от которой начинается монументальная улица Гарибальди, или в прошлом Страда Нуова.

Может быть, не все генуэзцы согласятся с этим, но сегодня сердцем города является площадь Феррари – лучшее место для отдыха после пешеходной прогулки по старому городу. Она дает начало улице 20 Сентября – главной магистрали Генуи – современной, респектабельной, отданной во власть бизнеса, богатства и показной роскоши. На площадь Феррари обращен расписанным фасадом Дворец дожей, сюда горожане приходят в жаркие летние дни, чтобы охладиться под струями огромного фонтана, отлаженного так, что, подойдя близко, избежать прохладного душа просто невозможно: тот самый водный сюрприз, без которого раньше не обходился ни один частный парк. В глубине площади позади бронзовой статуи Гарибальди находится оперный театр Карло Феличе, построенный в 1828 году по проекту местного зодчего Карло Барабино. Значительная часть театрального хозяйства скрыта от глаз небольшим элегантным зданием Академии изящных искусств.

 

Почти все сооружения на площади Феррари являются памятниками, но сама она, как и Генуя, нисколько не напоминает музей. В самом деле, трудно воспринимать в качестве экспонатов бывшую штаб-квартиру компании «Навигационе Италия», в настоящее время занятую правительством Лигурии. Живым и деловитым выглядит палаццо дель Кредито Итальяно, где размещается банк, и такое же впечатление производит палаццо Борса, построенное для биржи, а ныне частично отданное под проведение особо важных культурных мероприятий.

Сегодня территорией города считается многокилометровая береговая линия, соединяющая некогда загородные поселки Вольтри и Нерви. Самая старая часть Генуи примыкает к порту; к западу от исторических кварталов раскинулась промышленная зона, к востоку – курортная, известная на весь мир под названием Генуэзская Ривьера. Известность фешенебельному пригороду Нерви принес прибрежный бульвар, получивший имя Аниты Гарибальди, супруги и соратницы Джузеппе Гарибальди, партизанки, сражавшейся не только на родине, но и в далекой Америке. Удостоенный женского имени, бульвар получил надлежащий облик: небольшие виллы-музеи, ровные дорожки, изящная скульптура, причудливо подстриженная зелень в парках, среди которых особенно красив розарий Парко Гримальди. Создатели бульвара Аниты расположили свое творение так, чтобы гуляющие, хотя бы на время забыв о городе, могли в полной мере насладиться видами моря. К Генуе примыкают очаровательные курортные городки, каждый из которых сохраняет атмосферу старой морской гавани. В восточных предместьях, в частности в Альбаро, господствует ренессанс, ярко представленный в облике виллы Джустиани-Камбиазо. Это грандиозное сооружение, обрамленное садом и замечательными лоджиями, Алесси построил в 1548 году, почти не отступив от римских канонов, чем невольно подал пример своим коллегам, которые позже возводили похожие ансамбли. Теперь на вилле Джустиани-Камбиазо находится инженерный факультет Генуэзского университета.
Мягкий климат позволяет наслаждаться красотами Лигурии круглый год, даже зимой, когда температура не опускается ниже 15°С. Почти всегда залитая солнцем, ее столица защищена от холодных ветров горами; никогда не остывающее море дарит городу влажное тепло, порой грозя неприятностями, что в большей мере относится к аэропорту. Взлетная полоса проходит недалеко от берега, и, разбегаясь, самолеты едва не касаются воды. В последнее время в этом районе курсирует катер, экипаж которого выстрелами отпугивает чаек.
Геную ежегодно посещает несколько миллионов иностранцев. Здешний отдых считается элитарным и стоит недешево, поскольку рассчитан на индивидуальные туры. Владельцы отелей, не забывая о роскоши, стараются придать своим заведениям неповторимость, придумывая нечто особенное, что способно привлечь богатых клиентов. Генуэзские пляжи доступны всем, правда, за небольшую плату, позволяющую пользоваться зонтиками, лежаками, шезлонгами, посещать душ, переодеваться в чистых кабинках. После купания, даже не уходя с пляжа, можно отведать блюда лигурийской кухни в изысканном или самом простом ее варианте. В большинстве своем пляжная публика закусывает в уютных семейных ресторанчиках, предпочитая деликатесам свежие салаты, жаренные на решетке овощи и грибы, отварную фасоль, рыбный суп или ароматный овечий сыр, вкус которого усиливается в сочетании со знаменитым тосканским вином. С повседневной жизнью Генуи лучше всего знакомиться в лабиринте улиц исторического центра, например на виа Сотторипа, наполненной криками лоточников, не слишком приятными запахами дешевых духов, парами жирной пищи, ароматами свежесваренного кофе и лигурийского соуса песто.
Если на Сотторипу, как правило, приходят по делу, останавливаясь только затем, чтобы поделиться новостями, то в Лагуне принято задерживаться надолго. Здесь, в излюбленном месте отдыха горожан, особенно людно вечером, когда в лучах прожекторов сверкает позолотой «Санта-Мария» – точная копия каравеллы Колумба. Интересно, что Лагуна не предоставляет своим гостям выбора между летом и зимой, а дарит оба сезона разом: в нескольких шагах от пляжа под легким навесом, располагается каток, где можно кататься прямо в купальниках.
В Лагуне обычно заканчивается знакомство с Генуей. Последний взгляд на удивительный город лучше бросить с высоты, поднявшись от пляжа на быстром бесшумном подъемнике. От увиденного перехватывает дыхание даже у закоренелых рационалистов: плавные контуры побережья, вершины Апеннин на фоне голубого неба, четкие линии улиц в обрамлении дворцов, монументальные арки, старые и новые жилые кварталы, широкие площади и узкие извилистые улочки. Повсюду видны башни кранов: город продолжает расти. По суперсовременным автотрассам движется беспрерывный поток автомобилей. Вид сегодняшней Генуи впечатляет, однако отсюда, с головокружительной высоты, она уже не подавляет величием, а напротив, кажется городом живым и устремленным в будущее, чему, без сомнения, способствует его богатая история.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментирование записей временно отключено.